Здоровьесберегающая
деятельность с первоклассниками в соответствии с требованиями стандартов
образования второго поколения.
Маммаева
П.Х. ДИПКПК,
кандидат биологических наук,
доцент.
Среди требований к результатам освоения
Основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) –
одно из самых важных – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование
здорового образа жизни подрастающего поколения.
Требований к условиям реализации
образовательных стандартов в начальной школе, способствующих сохранению и
укреплению здоровья младшего школьника много. Они подробно изложены в документе
стандартов: «Гигиенические требования к условиям реализации стандартов в
начальной школе» (1).
В данном сообщении вниманию читателя
предлагаются те требования стандартов образования второго поколения, которые
обязательно должны быть реализованы учителем начальных классов в любом
образовательном учреждении России.
1. Требования к организации
ученического рабочего места.
Организация рабочего места должна обеспечивать
рабочую позу учащегося:
§ голова – держится прямо или слегка
наклонена вперед;
§ корпус – имеет легкий или средний
наклон вперед (без опоры грудью на край парты);
§ руки – согнуты в локтевых суставах
под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками
опоры;
§ ноги – согнуты под прямым или
несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты;
§ расстояние от глаз учащихся до
рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными
пальцами.
В классной комнате, оборудованной партами, в
конце каждого и 3х рядов устанавливают по 2 конторки. Они могут быть
установлены дополнительно и вдоль стены, противоположной световой стене.
Высота переднего края конторки для учащихся
ростовой группы 1150-1300мм (рост учащегося) составляет 750мм., 1301-1450мм –
850мм; 1451- 1600мм-950мм.
Продолжительность непрерывной
работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин. в соответствии с ежедневным
графиком чередования учащихся за конторками.
2. Требования к учебным доскам.
Учебные доски должны быть
изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию (прилипание) с материалами,
используемыми для письма; хорошо очищать влажной губкой; износостойкими; иметь
темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие (покрытие, которое не блестит).
Высота нижнего края учебной доски над полом
составляет 80-90см.
Учебные доски оборудуются софитами
(осветителями), которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3м и 0,6м - в
сторону класса перед доской.
3. Требования к организации учебного
процесса.
В образовательное учреждение могут быть
приняты дети, достигшие 7 лет к 1 сентября текущего года.
Прием детей в первый класс осуществляют с
учетом заключения психолого–медико-педагогической комиссии (консультации) о
готовности ребенка к обучению, и отсутствия у него показаний к отсрочке начала
систематического обучения по состоянию здоровья. Раннее пребывание способствует
резкому ухудшению здоровья детей, т.к. пяти-шестилетние дети более подвержены
влиянию негативных условий (2). Под соответствующим руководством педагога в
условиях эксперимента дошкольники очень часто демонстрируют поразительные
результаты в самых разных областях. Они в состоянии овладеть значительным
объемом знаний и сложными умениями.
В качестве научных результатов подобные
достижения имеют безусловную ценность и определенный смысл. Но это вовсе не
означает, что подобные достижения имеют право быть напрямую перенесенными в
массовую практику (3).
Поразившись тому, что ребенок
многое может, многие торопятся сказать, что он это должен делать, и закладываем
в программы дошкольной подготовки почти школьное содержание.
Учителю, родителю, администрации школы
необходимо внимательно подойти к выявлению готовности ребенка к школьному
обучению.
Ведущий специалист по изучению особенностей
развития детей младшего школьного возраста, доктор медицинских наук М.М.
Безруких подчеркивает: дети, не достигшие к моменту поступления в школу
необходимого уровня готовности, но зачисленные в первый класс, нуждаются в
индивидуальном подходе при обучении их в условиях классного коллектива и в
организации так называемого щадящего режима в семье (3). Следует иметь в виду
следующее. Даже если к началу учебного года ребенок достиг семилетнего
возраста, поступление в школу следует отложить на год, если на протяжении
последнего года ребенок перенес одно из таких заболеваний как: инфекционный
гепатит, миокардит, менингит, туберкулез, менингоэнцефалит, ревматизм, болезни
крови, острые вирусные заболевания 4 раза и более. Аналогичные рекомендации и
для тех детей, которые страдают пороками сердца, вегетососудистой дистонией,
хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, язвенной болезнью желудка,
хроническим гастритом, анемией, хроническим тонзиллитом и др.
Нормативы образовательной
нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели. Для учащихся
первых классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
В тех случаях, когда необходима организация шестидневного учебного дня, занятия
должны носить игровой, физкультурно–оздоровительный характер с максимальным
пребыванием детей на свежем воздухе.
Для учащихся первых классов обучение в первую смену является
обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее 8ч 30мин.
В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное
увеличение учебной нагрузки: в сентябре – октябре проводят ежедневно по 3 урока
продолжительностью 35мин каждый, с ноября четыре 35-минутных урока. Таким
образом, объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов.
Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении
всего учебного года.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены после второго урока – 15-20 минут. На большой перемене
организуют завтрак. После третьего урока для учащихся первых классов
обязательно проводят динамическую паузу.
Динамическая пауза представляет собой подвижные игры и спортивные
развлечения на свежем воздухе продолжительностью не менее 40 минут. В случае
плохой погоды динамическую паузу проводят в спортивном зале, в свободном от
занятий помещении.
Динамическую паузу проводят и в дни, когда учебным расписанием
предусмотрен урок физкультуры. При этом проведение динамической паузы организуют
следующим образом: первые 20-25 минут – самостоятельная двигательная
деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15мин
организуют игры средней подвижности (4).
Структура урока должна быть дробной – в первые 7-10мин урока – один вид
деятельности, завершается вид деятельности физминуткой продолжительностью
2,5мин; следующие 7-10мин урока посвящаются другому виду деятельности, за
которым также следует физминутка.
На уроке используются не менее трех и не более шести видов деятельности
(пишут, слушают, высказываются хором, вслух рисуют и т.п.).
Установлено, что для правильного развития кисти руки и эффективного
формирования навыка письма на уроке в первом классе не должна превышать 8
минут, в возрасте 8 лет – 10мин. Продолжительность непрерывного письма при этом
не более – 2,5мин в начале урока и 1мин 45сек – в конце (4).
С учетом нагрузки на глазо-двигательные мышцы, непрерывная
продолжительность чтения для учащихся первого класса – 7-10мин.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии
с современными требованиями являются физминутки. С позиций здоровьесбережения
польза от простого выполнения физических упражнений или гимнастики для глаз
минимальна, если не учитываются три условия:
1. Состав упражнений должен зависеть от
особенностей урока (деятельность детей до этого, состояние детей).
2. Обязательной является положительная
эмоциональная составляющая физминутки.
3. Учителю, проводящему физминутки
необходимо выработать 2-3 вербально поведенческих условных знака, позволяющих
быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности (5).
Важно соблюдение правил проведения
физминуток на уроках. Нельзя проводить кратковременные физминутки, т.к. они не
выполняют своего назначения. За 20-30сек, которые часто отводятся на
физкультминутки, не снимается утомление детей. Поэтому учитель, готовясь к
уроку, должен четко продумать этот структурный элемент, продолжительность
которого 2,5мин.
Физические упражнения, вызывая возбуждение других участков мозга,
усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков,
находившихся в раздраженном состоянии во время учебного процесса. После такого
короткого отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала
улучшается. Движения для игр физминуток подбираются так, чтобы по своему
характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы и
снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя
выпрямлению и разгрузке позвоночника. Как указывает О.А. Степанова (6),
приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение;
потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти; различные
повороты и наклоны снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание
круговых движений головой, глазами и туловищем активизируют чувство общей
координации в пространстве.
Многие симптомы утомления снимает бег на месте. Как ни парадоксально,
если не проводить физминутки систематически, дети становятся или вялыми,
сонливыми или, наоборот, возбудимыми.
Продолжительность учебного года для учащихся первых классов составляет
33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 37
дней, летом - не менее 7 недель. График организации каникул должен
предусматривать равномерное чередование периодов учебы и каникул.
Общая продолжительность непрерывной учебной работы в астрономических
часах в течение суток (уроки в школе и дома) – для первоклассников – 2,5 часа.
Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Продолжительность
самоподготовки учащихся первых классов (по желанию детей, со второго полугодия)
– не более 1 часа. Нельзя задавать домашние задания на выходные дни и каникулы.
Приоритетными для сохранения здоровья растущего организма физиологи и
гигиенисты считают количество и качество сна, питания, двигательной активности.
Продолжительность двигательной активности для первоклассников – не менее 4,5
часа в день, из них – 2 часа – в период школьных занятий (за счет перемен,
физминуток, физкультуры и динамической паузы).
Ночной сон не менее 10 часов; причем для первоклассников необходима еще
организация дневного сна, продолжительностью 1,5 часа (1).
В малокомплектных образовательных учреждениях для первоклассников
предпочтителен режим «неполного совмещения»: организация 2-3х уроков для
первоклассников вне совмещения с уроками для третьего класса при последующем
соединении 1-го и 3-го классов для однопредметных уроков
музыкально-эстетического и физического воспитания, которое проводят
использованием соответствующих возрасту детей методик преподавания каждого
предмета. При совмещении в классе комплекте учащихся трех возрастных групп,
т.е. учащихся 1, 2 и 3 классов, наиболее благоприятные условия обучения следует
создавать для первоклассников: обучение в первую смену. Первые 2-3 урока
проводят у них вне совмещения, а в условиях полного совмещения организуют уроки
физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства. Второй перерыв (20 мин)
используют для питания детей. Третий (20мин) – для игр на свежем воздухе. При
другом варианте трехсовмещенного режима обучения учащихся в первом классе после
3-го урока организуют 2,5-часовой перерыв для проведения обеда, игр, сна и
других мероприятий с первоклассниками. В это время 2 и 3 классы занимаются.
Организация занятий по разделу «Внеучебная деятельность» должна
обеспечивать баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями
(50% на 50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Для первоклассников занятия по внеучебной деятельности (особенно в первом
полугодии) проводят в форме экскурсий, прогулок. Оптимальным является посещение
не более 2х кружков, один из которых должен быть двигательно-активным. Продолжительность
одного занятия не должна превышать 1,5 часов с перерывом не более 10мин для
отдыха детей и проветривания помещений через 30-45мин.
Уроки физкультуры рекомендуют проводить 3 раза в неделю. Их следует
проводить в понедельник, среду, пятницу, чередуя с занятиями, требующими
статистического и интеллектуального напряжения.
Уроки физкультуры целесообразно проводить на открытом воздухе при
температуре воздуха до +15ºС в безветренную погоду. Сдвоенные уроки по
физкультуре не допускаются. К урокам физкультуры учащиеся допускаются при
наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на
открытом воздухе одежда и обувь должна соответствовать погодным условиям.
Все учащиеся, посещающие школу должны быть охвачены занятиями по физическому
воспитанию. В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3
медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной медицинской группе
относят учащихся без отклонений и с незначительными отклонениями в соответствии
здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при
достаточной физической подготовленности.
К подготовительной группе
относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья,
функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих
достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы
занимаются по учебным программам физического воспитания при условии
постепенного усвоения двигательных навыков и умений. Учащиеся подготовительной
группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных
нормативов при наличии заключении врача.
К специальной медицинской
группе относят учащихся со значительными отклонениями в
состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе дети,
после перенесенных заболеваний и травм. Специальная медицинская группа
подразделяется на подгруппы «А» и «В». Учащиеся подгруппы «А» занимаются по
специальной программе физического воспитания. К подгруппе «В» относят учащихся,
которые по состоянию здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой.
Учащиеся специальной медицинской группы к спортивным соревнованиям и сдаче
спортивных нормативов не допускаются.
На занятиях физической культурой исключаются: давление на голову
по вертикальной оси позвоночника; значительные наклоны головы и шеи вперед,
назад в стороны; падение на вытянутые вперед или в стороны руки; сотрясение
туловища, передающееся через руки; удары по голове с любой стороны, длительное
нахождение в положении, когда руки заложены за голову и другие потенциально
опасные для здоровья упражнения.
Следует добавить особенности восприятия и усвоения учебной информации
детьми разного пола. Ведущий нейропедагог России В.Д. Еремеева называет
мальчиков и девочек двумя разными мирами (7) и отмечает, что у них разные пути
развития, разное жизненное назначение, и что к ним нужно предъявлять разные
требования и принимать разные подходы в обучении и воспитании.
В начальном звене обучения мальчики как бы младше девочек по своему
биологическому возрасту на целый год. Они медленно набирают оптимальный уровень
работоспособности, долго «раскачиваются» и на учителя смотрят редко, смотрят на
парту, в сторону или перед собой.
В отличие от девочек мальчики не многословны, больше молчат, хотя
интенсивно мыслят. Им свойственно активное поведение, независимое от группы
мнения, быстро схватывают, что от них требуют. Так что долго объяснять
мальчикам не нужно, что им нужно делать.
Почерк у мальчиков не всегда красивый. Прохождение материала быстрыми
темпами очень важно мальчикам; повторение материала не любят. Мальчики, чаще
всего – правополушарники. У них панорамное мышление, схватывают главное,
существенное в изучаемом материале, лучше выполняют долгосрочные задания, лучше
обучаются в диалоге через образы, наглядность, чаще нестандартно подходят к
решению задач.
Девочки, когда отвечают на поставленный вопрос смотрят в лицо взрослому,
ищут у него в глазах подтверждения правильности ответа, вопросы задают для
установления контакта со взрослыми, быстро приспосабливаются к условиям школы.
У девочек речь развита лучше, но их ответы более однообразны, мышление
однотипное, очень аккуратно выполняют работу, лучше справляются с шаблонными
задачами, но нуждаются в алгоритмах, схемах, других видах помощи для решения
задач. Они концентрируются на деталях, но главного в изучаемом материале могут
не уловить.
Учителя – женщины не должны предъявлять к мальчикам неприродосообразные
требования – замечать их активное поведение, стремление быть независимым,
нестандартные подходы к решению проблем. Иначе у мальчиков такие требования
вызывают дискомфорт при обучении, у них создаются предпосылки для формирования
осторожности, замкнутости, конформизма.
Модернизация образования предполагает формирование
информационно-коммуникативной компетентности у учащихся в начальной школе. Не
умаляя многочисленных достоинств использования компьютерной техники в обучении
детей, необходимо обратить внимание на те требования, соблюдение которых
позволит избежать негативных последствий для здоровья детей.
Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на
уроках для учащихся в возрасте 7 лет – 15мин.
Длительное завороженное сидение за
компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия. Компьютер при его
неправильном использовании оказывает вредное воздействие на зрительный
анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизиологическое утомление,
сосудистые нарушения, способствующие гипертонической болезни, состояние
агрессивности (8). Поэтому очень важна правильная организация рабочего места. У девочек речь развита лучше, но их
ответы более однообразны, мышление однотипное, очень аккуратно выполняют работу,
лучше справляются с шаблонными задачами, но нуждаются в алгоритмах, схемах,
других видах помощи для решения задач. Они концентрируются на У девочек речь развита лучше, но их
ответы более однообразны, мышление однотипное, очень аккуратно выполняют работу,
лучше справляются с шаблонными задачами, но нуждаются в алгоритмах, схемах,
других видах помощи для решения задач. Они концентрируются на деталях, но
главного в изучаемом материале могут не уловить.
Учителя – женщины не должны предъ деталях, но главного в изучаемом
материале могут не уловить.
Учителя – женщины не должны предъ
Компьютер лучше разместить так, чтобы свет на экран падал слева.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50см. Одновременно
за компьютером должен заниматься один ребенок, т.к. для сидящего сбоку условия
рассматривания изображения на экране
резко ухудшаются.
Работающий компьютер создает вокруг себя поле с широким частотным
спектром. Излучение исходит не только от экрана, но и от задней стены и боковых
стенок монитора.
Хвойные растения наполняют помещения заряженными ионами, которые
поглощают вредные излучения компьютера.